#7 Единой редакции Библии нет

В предыдущем материале о том, как следует читать Библию, а в этом - о множестве ее редакций и какую следует выбрать.

Как уже отмечалось, верующие считают Библию богооткровенным (богодухновенным) писанием. Однако редкий верующий знает, что единой редакции Библии не существует. Определимся, что имеется ввиду под словом «редакция»:

Редакция (от лат. redactus — приведённый в порядок) - один из вариантов/версий правки/формулировки текста, произведения или собрания произведений какого-либо автора, обработанный посторонним лицом (редактором) для подготовки к изданию.

Напомню, Библия – не одна книга, а собрание текстов (отдельных книг), разных второв. Первые книги создавались, предположительно, с XIII века до н. э. Считается, что все эти книги собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э. После продолжали создаваться книги, вошедшие в еврейское Священное Писание (Танах) или, так называемую, еврейскую Библию. Этот иудейский канон создан не раньше конца I в., после разрушения Второго Иерусалимского храма на заседании Синедриона в Явне.

Синедрион (греч. συνέδριον — «собрание», букв. «совместное заседание») — высшее религиозное учреждение, а также высший судебный орган в каждом городе Древней Иудеи (одно из двух иудейских государств, со столицей в Иерусалиме).

Танах содержит 24 книги, но иногда условно объединяют пары книг Судей и Руфь, книгу Иеремии и Плач Иеремии. Тогда общее число книг Танаха приравнивается к 22 - по числу букв еврейского алфавита. Состав книг Танаха идентичен каноническим книгам Ветхого Завета христианской Библии, но отличается порядком расположения и разбиением книг. Христианский канон включает также книги Ветхого Завета, которых в иудейском каноне нет и книги Нового Завета, ни одна из которых не принимается в иудаизме.

Дело в том, что для христиан решения Синедриона не имели значения. Отцы церкви и поместные соборы веками определялись со списками книг. Например, известен древний папирусный фрагмент, датируемый примерно 200 годом, с перечислением канонических книг Нового Завета (канон Муратори). В нём нет ряда текстов, впоследствии вошедших в канон: Послания Павла к евреям, Посланий Петра, Третьго Послания Иоанна и Послания Иакова. Зато в каноне есть Апокалипсис Петра, впоследствии исключенный.

Иной пример. Откровение Иоанна Богослова на востоке считали слишком мистической книгой. Лаодикийский поместный церковный собор около 364 года утвердил 26 книг в новозаветный канон (без Откровения Иоанна). Но на рубеже V в. возобладало мнение о каноничности Откровения. Оно было подтверждено позднее поместными соборами.

В 692 году на Трулльском соборе утвердили очередной библейский канон для Восточной церкви (позже - Православной). На Западе в Риме решения этого собора не приняли. Свой библейский канон Католическая церковь утвердила в 1546 году на Тридентском соборе.

В это время набирало популярность новое христианское движение - реформация.

Реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование Католической церкви.

Реформация предпочла мнению Древней Церкви иудейский канон и отвергла внесение в Ветхий Завет не сохранившихся на древнееврейском языке книг. Протестанты в Библию включают книги масоретской редакции Танаха, остальные книги объявили апокрифами, хотя эти книги неоднократно цитируются многими отцами Церкви, чтения из них входят, например, в состав Православного богослужения.

Что касается Нового Завета, то сейчас его 27 книг одинаковы для большинства христиан, но не всех: часть древних церквей признаёт лишь 22 книги, часть, например, Эфиопская, признаёт каноническими 35 книг Нового Завета.

Таким образом, библейский канон — это совокупность книг, признаваемых той или иной христианской конфессией богодухновенными. Признание наличия богодухновенности в книгах отдано на усмотрение отдельных религиозных лидеров. И они, как редакторы, из книг, каких захотят - собирают свою Библию.

Текущие разногласия - в таблице здесь.

В данном материале еще не уделено внимание тому, что помимо различий по составу книг в Библиях, отличия есть и по текстам в пределах одной книги. Также - одни считают отдельные стихи богодухновенными, другие - нет и, соответственно, одни фрагменты текста изымаются, другие добавляются в книгу.

Итак, единой редакции Библии нет до сих пор. С какой редакцией Библии следует работать? Лучший ответ - со всеми. И даже с текстами, не вошедшими в чей-либо канон. Но на первоначальных этапах достаточно библейского канона Русской православной церкви. Православие наиболее популярно в нашей стране и нет проблем с исходными текстами.