#12 Адекватное толкование Апокалипсиса

В предыдущем материале - о том, как в книге Откровения Иоанна Богослова найти Бога. А в этом материале - как следует толковать данную книгу Библии.

Из предыдущего материала ясно, что во многих стихах Апокалипсиса акцентируется - Бог, храм Божий находится на небе. Часто упоминается, что голос Иоанн слышал с неба. Ангелы тоже находились на небе, пред престолом Бога.

О каком небе идет речь? Большинство религиозных деятелей и толкователей Библии утверждают, что имеется ввиду духовное небо. Его невозможно видеть в период земной жизни, а только после смерти. Лишь исключительные люди типа Иоанна Богослова при жизни могли видеть духовное небо в качестве откровения Бога.

Напомню, я юрист, а в юриспруденции есть понятие «буквальное толкование закона». Его еще называют адекватным толкованием.

Буквальное (адекватное) толкование означает полное соответствие словесного выражения нормы права ее действительному смыслу.

Вот, с позиции адекватного толкования и следует оценить библейский текст, в частности, указание Иоанна Богослова на небо.

Ряд фрагментов об объектах неба были выделены в предыдущем материале, но сейчас выберем из них обычные, простые, понятные слова, их сочетание. И позднее перейдем к сложным.

Итак, вокруг престола перечисляются четыре животных – подобное льву, тельцу, орлу летящему и животное, имеющее лицо человека. Изначально обращает на себя внимание употребление слова «подобно». Животное подобное льву, тельцу, орлу летящему. Но это в синодальном переводе Библии. Посмотрим иные переводы.

Так, в Новом русском переводе используются синонимы «похоже на льва», «напоминает летящего орла».

Первое существо похоже на льва, второе – на быка, лицо третьего похоже на человеческое, а четвертое существо напоминает летящего орла.

В переводе под редакцией Кулаковых используется слово «напоминало».

Первое из них льву было подобно, второе походило на тельца, лицо третьего напоминало человеческое, четвертое существо похоже было на летящего орла.

В остальных переводах, представленных на сайте bible.by, также используются слова «подобно» или «похоже».

Посмотрим исходный текст на греческом языке. Используется слово ὅμοιος (hom'-oy-os). Его значение: подобный, похожий, сходный.

Таким образом, на небе должны подобные, похожие, сходные с животными объекты, а не сами животные. Но прежде, чем мы применим буквальное толкование и начнем поиск указанных объектов на небе, взглянем, как воспринимают этих животных религиозные деятели, популярные толкователи Библии.

В комментариях Баркли имеется следующая информация.

Самое раннее и самое полное толкование было дано Иринеем около 170 года. Он считал, что четыре животных символизируют четыре аспекта деятельности Иисуса Христа, которые, в свою очередь, представлены в четырех Евангелиях.

Лев символизирует могущественную и плодотворную деятельность Сына Божия, Его царскую власть и руководящую роль. Телец означает священническую сторону Его деятельности и Его священническое достоинство, потому что это животное приносилось в жертву. Человек символизирует Его воплощение. Орел символизирует дары Духа Святого, парящего над Церковью.

Епископ Афанасий Александрийский предлагал такую схему: Матфей – человек; Лука – лев; Марк – телец; Иоанн – орел. У Викторина: Матфей – человек; Лука – телец; Марк – лев; Иоанн – орел. У Августина: Матфей – лев; Лука – телец; Марк – человек; Иоанн – орел.

Надо сказать, что наибольшее распространение получила схема, предложенная Августином, потому что она соответствует фактам. Евангелие от Матфея лучше всего соответствует льву, потому что в нем Иисус охарактеризован как лев от колена Иудина, в Котором сбылись все ожидания пророков. Евангелие от Марка соответствует человеку, потому что оно ближе всех приближается к основанному на фактах описанию человеческой жизни Иисуса. Евангелие от Луки соответству-ет тельцу, потому что в нем Иисус представлен как жертва за людей всех классов и сословий, где бы то ни было. Евангелие от Иоанна соответствует орлу, потому что летает так высоко, как никакая другая птица и, говорят, один из всех живых существ может смотреть прямо на солнце; и из всех Евангелий именно в Евангелии от Иоанна мысль достигает своей вершины.

В учебной библии МакАртура такая информация.

Это херувимы – ангелы, которые часто упоминаются в Ветхом Завете в связи с присутствием, могуществом и святостью Бога. Хотя описание Иоанна не тождественно описанию Иезекииля, вероятно, и то, и другое касается одних и тех же сверхъестественных и неописуемых существ, исполненных очей. Хотя они не являются всеведущими (эта характеристика принадлежит единственно Богу), эти ангелы имеют всеобъемлющее знание и восприятие. Ничто не ускользает от их испытующего взгляда

Используя символический язык, Иоанн сравнивает эти четыре небесных с четырьмя земными Божьими созданиями. Иезекииль подчеркивает, что каждый херувим имел четыре характерных признака. Сходство со львом символизирует силу и власть. Образ тельца указывает на то, что эти существа смиренно служат Богу. Их сходство с человеком показывает, что они разумные существа. Херувимы несут свою службу Богу, перемещаясь как на орлиных крыльях.

Толкователь Лопухин считает, что поскольку

о самых фигурах животных Иоанн умалчивает и, вероятно, потому, что он сам не разглядел эти фигуры, то нужно думать, что фигуры в видении и не имеют особенного значения, а важно лишь их подобие четырем классам живых существ – созданий Божиих. Эти создания, первое – лев – есть выражение силы второе – телец (вол) – питания, третье – человек – разумности и четвертое – орел – возвышенности.

В комментариях МакДональда иное восприятие.

Трудно сказать, кто такие эти четыре животных. Определенно мы знаем только то, что они – сотворенные существа, потому что поклоняются Богу. Они, кажется, сочетают в себе херувима из Иезекииля и серафима из Исаии. Стих 7 описывает херувима, а стих 8 – серафима. Эти ангельские существа охраняют Божий престол. Вероятно, херувим ассоциируется с пылающим возмездием, а серафим – с переплавляющим очищением.

Мэтью Генри толкует этот фрагмент так.

Эти животные, по-видимому, представляют собой служителей Евангелия, не только потому, что они ближе к Богу, так как находятся между Ним и старейшинами, представителями народа Божьего, и не только потому, что их число меньше, чем число этих представителей, но также и потому, что они здесь описаны как:

(1) Исполненные очей спереди и сзади, которые символизируют проницательность, бдительность и осмотрительность.

(2) Имеющие мужество льва, трудолюбие и усердие вола, благоразумие и рассудительность, присущие человеку, возвышенные устремления и помышления, которые возносят их, как на крыльях орла, к небесам. Причем эти крылья внутри исполнены очей, что означает, что во всех своих помышлениях и во всяком служении они должны действовать с рассудительностью, особенно хорошо они должны знать себя и состояние своей собственной души, видеть свою собственную нужду в познании учения и обязанностей религии, наблюдать за своими собственными душами, как и за душами людей.

Вы можете самостоятельно посмотреть иные комментарии и убедиться, что никто из представленных на данном сайте толкователей, как, впрочем, и многие другие исследователи Библии за тысячелетия так и не удосужились отнестись к тексту адекватно.

А ведь почти каждый человек в мире, даже школьник, знает, что самыми подходящими под описание Иоанна Богослова объектами на небе, подобными льву, тельцу, орлу летящему, животному с человеческим лицом, являются соответствующие созвездия.

Созве́здия — в современной астрономии участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами.

В древние времена люди видели во взаимном расположении звёзд некоторую систему и группировали их в соответствии с ней в созвездия. В течение истории наблюдатели выделяли различное число созвездий и их очертания, а происхождение названий некоторых древних созвездий так и не выяснено до конца.

Названия 48 из 88 современных созвездий включены в каталог «Альмагест» Клавдия Птолемея, жившего во II веке н. э. То есть разумно полагать, что Иоанн и многие другие люди того времени знали о созвездиях.

Названия созвездий обычно связаны с реальными или вымышленными животными, героями греческих мифов, с названиями предметов, очертания которых образуют яркие звёзды созвездий.

Чтобы найти упоминаемые в Апокалипсисе созвездия удобно использовать любую астрономическую программу для компьютера – виртуальный планетарий. Я рекомендую на данном этапе Stellarium. Программу можно скачать бесплатно в Интернете.

Итак, запускаем планетарий, включаем отображение, название созвездий и без проблем находим созвездие льва, тельца. Кстати, они оба являются зодиакальными созвездиями, некоторые из вас "родились под этими знаками", возможно регулярно читают гороскопы.

Созвездие орла также легко обнаруживается, включая такой признак как «подобно орлу летящему». Форма созвездия предполагает орла с распростертыми крыльями.

Поиск животного с человеческим лицом несколько труднее, так как есть два подходящих созвездия – стрелец и кентавр. Нижняя часть у них как у животного, а верхняя, включая голову и, соответственно, лицо – человеческая. Мы разберемся с этим позднее.

Иные упоминаемые Иоанном предметы у престола Бога тоже находим в созвездиях. Подробнее об этом – в следующем материале.